ГлавнаяО гильдииТрадиции

Ювелирному делу веками придавалась исключительная историческая значимость. Ювелирные украшения, исполненные лучшими мастерами и обладающие исключительными художественными достоинствами, традиционно входили в ядро государственной казны и являлись существенной частью церковной сокровищницы. Парадное оружие и ювелирные шедевры составляли «посольские дары», позволяя решать самые непростые дипломатические вопросы, заручаться поддержкой во время военных столкновений или политического противостояния, получать возможность прибыльной торговли.

Ювелирное искусство Государства Российского всегда служило символом высокого престижа власти российских правителей. К Царскому Двору, а позднее – ко Двору Его Императорского Величества поставлялись предметы не только исключительной материальной ценности, но и непременно совершенные по исполнению, интересные, новые, модные, отражавшие последние достижения отечественного ювелирного дела. В 1824 купцы, постоянно поставлявшие товары ко двору, получают право именоваться «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Это почётное звание давало право изображать на изделиях государственный герб Российской империи, в то время являвшийся высшим знаком.

Читать полностью

Отдавая дань великим российским ювелирам XIX века, составившим во всех смыслах «золотой фонд» нашего Отечества, Национальный коллекционный центр художественных изделий и Ассоциация «Гильдия ювелиров России» организовали совместный проект «Продолжая великие традиции…», создав портретную галерею выдающихся ювелиров Российской Империи. Презентация проекта прошла в Ювелирном доме «Эстет» в 2011 году. Главными экспонатами галереи стали портреты Павла Акимовича Овчинникова, Ивана Петровича Хлебникова и Андрея Михайловича Постникова, выполненные по заказу Коллекционного центра в Мастерской Геннадия Малофеева. Портреты выполнялись с фотографий, найденных искусствоведом Г. Г. Смородиновой в Архиве Государственного исторического музея, в Архиве Общества купцов и промышленников России и в Каталогах Всемирных художественно -промышленных выставок.

Портретная галерея
выдающихся ювелиров Российской Империи

Фаберже Карл Густавович
1846-1920

Придворный ювелир, Поставщик Двора Его Императорского Величества, основатель семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства.

Отличительной особенностью дела Фаберже было то, что он располагал группой уникально одаренных дизайнеров и ювелиров высочайшей квалификации.

Постников Андрей Михайлович
1835-1890

Московский купец первой гильдии, Поставщик Двора Его Императорского Величества, основатель фабрики золотых, серебряных и бронзовых изделий в 1868 году.

Фирма изготавливала посуду и культовые предметы, славилась эмалевыми и сканными работами.

Хлебников Иван Петрович
1818-1881

Московский купец первой гильдии, Поставщик Двора Его Императорского Величества, владелец фабрики серебряных, золотых и ювелирных изделий, основанной в 1871 году.

Фабрика славилась изделиями в русском стиле из серебра с эмалью, чеканкой и литьем по серебру, имитирующим дерево, бересту, ткань.

Овчинников Павел Акимович
1830-1888

Ювелир, потомственный почетный гражданин Москвы, гласный Московской городской думы в течение 12 лет, Поставщик Двора Его Императорского Величества, создатель национального стиля и национальной школы в русском ювелирном искусстве.

Основал при фирме специализированную школу по подготовке художников и мастеров-исполнителей ювелирного и серебряного дела.

Бирбаум Франц Петрович
1872-1947

Главный мастер-дизайнер фирмы Фаберже, работал с 1893 по 1918 год, один из создателей уникального петербургского стиля.

Участвовал в создании около половины всех императорских пасхальных яиц, выполненных фирмой Карла Фаберже. В 1918-1920 годах работал художником на Петергофской гранильной фабрике. Был выдающимся гранильщиком, специалистом по эмалевой технике.

Болин Карл Эдуард
1805-1864

Придворный ювелир, оценщик Кабинета Его Императорского Величества, Поставщик Двора Его Императорского Величества, возглавлял фирму Придворных Поставщиков.

В свои мастерские привлекал лучших петербургских ювелиров, а эскизы заказывал у лучших художников. Фирма славилась изделиями с многокаратными камнями.

Хольмстрем Август Вильгельм
1829-1903

Санкт-Петербургский ювелир, с 1857 года главный мастер фирмы Карла Фаберже, владелец мастерской драгоценных камней.

В мастерской были выполнены лучшие произведения фирмы Карла Фаберже, в том числе Императорские пасхальные яйца. Был не только прекрасным мастером по драгоценным камням, но и очень искусным специалистом по обработке драгоценных металлов

Перхин Михаил Евлампиевич
1860-1903

Санкт-Петербургский ювелир, купец второй гильдии. С 1884 года мастер фирмы Карла Фаберже, владелец мастерской на Большой Морской улице.

В мастерской были выполнены лучшие произведения фирмы Карла Фаберже. Был мастером, великолепно работавшим в технике гильоше и в технике контрастного золота, отдавал предпочтение стилю барокко.

Вигстрем Генрих Иммануил
1862-1923

Санкт-Петербургский ювелир. Ведущий мастер фирмы Карла Фаберже с 1903 по 1917 год.

Руководил мастерскими в те годы, когда слава фирмы Карла Фаберже достигла своего пика. В своих изделиях любил воспроизводить элементы стиля Людовика XVI, а также стиля ампир.

Сазиков Игнатий Павлович
1793-1868

Московский купец первой гильдии, мануфактур-советник, Поставщик Двора Его Императорского Величества, фабрикант, соединивший в себе искусство художника с ремеслом промышленника.

Фирма Сазикова была основоположницей направления «историзма» в отечественном серебряном промысле и первым в России ювелирным предприятием, обратившимся к разработке «русского» стиля.

Денисов-Уральский Алексей Кузьмич
1864-1926

Мастер наборных картин, камнерез, ювелир, художник, живописец, соучредитель Общества «Русские самоцветы» в 1912 году.

Поставлял камнерезные изделия к Царскому Двору. Автор ювелирных украшений из золота, изумруда, рубина и жемчуга. Выступал за развитие отечественной горной промышленности, бережное отношение к природным ресурсам Урала.

Маршак Иосиф Абрамович
1854-1918

Ювелир, почетный потомственный гражданин Киева, основатель фирмы ювелирных, золотых и серебряных изделий в 1878 году.

Изделия с клеймом «И.Маршак» успешно соперничали с произведениями Карла Фаберже. Наибольшей славой пользовались уникальные серебряные подносы, изготовленные с использованием техники литья.

Гильдия ювелиров России выражает благодарность Национальному коллекционному центру
художественных изделий за предоставленные фотоматериалы.