ГлавнаяМненияУгроза №1: синтетические алмазы

Угроза №1: синтетические алмазы

7 Декабря 2015 г.

Часть 1. Бояться, или не бояться?

Не утихающие споры о том, представляют ли синтетические алмазы угрозу рынку бриллиантов, выглядят странными по причине абсолютной очевидности: конечно, представляют угрозу. И хорошо еще, если угрозу не смертельную для алмазодобывающей отрасли. И эта же опасность может очень сильно коснуться мировой ювелирной отрасли. Ниже аргументы, почему это именно так.

1. Сторонники «спокойствия» утверждают, что синтетические алмазы дороги в производстве, стоимость их огранки такая же, как природных, и из-за небольшой экономии при покупке ювелирного изделия потребитель не откажется от стремления иметь настоящие бриллианты вместо синтетических.

Но, во-первых, как любой искусственный продукт, по мере развития технологий, синтетические алмазы будут непрерывно дешеветь. По мере удешевления процесса синтеза алмазов ювелирного качества, все большее число производителей технических алмазов будет переходить на производство более маржинального товара, тем выше будет конкуренция на этом рынке, и тем дешевле будет товар.

Во-вторых, потребителями ограненных синтетических алмазов являются не конечные розничные покупатели украшений, а производители ювелирных изделий. Соблазн сэкономить на бриллиантах, «забыв» указать о полном или частичном замещении настоящих бриллиантов в ювелирном изделии их синтетическими аналогами, у ювелиров будет очень высок. И если в премиум сегменте вряд ли кто пойдет на такую подмену, то в массовом сегменте, подменить хотя бы часть меле решатся, думаю, многие.

В-третьих, не факт, что ювелир-производитель всегда будет знать, что покупает именно синтетические ограненные алмазы, а не настоящие бриллианты. Особенно – меле, особенно – при миксе настоящих бриллиантов с синтетикой. И особенно – в условиях закупки бриллиантов не в крупной серьезной фирме, а у «левой» фирмы-однодневки…

2. Сторонники «спокойствия» утверждают, что «объявленные» синтетические алмазы займут свою нишу на рынке ювелирных изделий и никак не будут конкурировать с рынком бриллиантовых изделий. Соответственно, бороться нужно только с «незаявленными» синтетическими алмазами, выдаваемыми за природные.

Увы, иллюзии, насчет отсутствия конкуренции. Об отсутствии конкуренции между будущими рынками бриллиантовых изделий и украшений с синтетическими алмазами можно было бы говорить, если бы сегодня рынок бриллиантовых изделий представлял бы собой исключительно сферу «лакшери». Т.е. бриллиантовые украшения не пытались бы «спуститься в народ», продаваясь по цене хорошей бижутерии, а обосновались бы исключительно на полочке «для элит». Но это не так – очень значительная часть бриллиантовых изделий сегодня продается в массовом сегменте ювелирного рынка. Справедливости ради, это изделия с очень маленькими, едва видимыми глазом бриллиантиками, которые с успехом заменят гораздо более крупные синтетические алмазы. При этом само изделие станет намного привлекательнее, а цена – ну точно не выше украшения с крошечными природными камнями.

Как такое движение в ювелирном секторе скажется на алмазно-бриллиантовом рынке? Думаю, так, как уже сказалось, но только многократно сильнее: спрос на меле катастрофически упадет.

Про опасность в будущем появления «необъявленных» синтетических алмазов в партиях алмазов природных, видимо, говорить излишне – и так все совершенно понятно.

А как обстоит дело уже сегодня? Многие диамантеры утверждают, что объемы производства синтетических алмазов пока очень малы, и еще никак не могут сказаться на рынке природных алмазов. Но так ли это на самом деле?

Объем продаж алмазов АЛРОСА за 9 месяцев 2015 года составил 23 млн каратов, что на 20% ниже показателя годичной давности (28,8 млн каратов). По итогам III квартала объем продаж алмазов АЛРОСА оказался ниже на 46% в квартальном и на 36% в годовом сравнении. Несмотря на 8-процентное снижение цен АЛРОСА в III квартале, средняя цена ювелирных алмазов за этот период ($182 за карат) оказалась на уровне годичной давности и на 3,4% выше показателя II квартала, а по сравнению с уровнем января-марта этого года ($161) этот показатель выше на 13%.

Тот факт, что средняя цена алмазов ювелирного качества оказалась выше, говорит о том, что компания продала больше дорогих камней. Но и в De Beers по итогам I полугодия средняя цена алмазов достигла $206 за карат (годом ранее – $192), хотя за этот период компания также снижала цены реализации на 5-6%. Причина та же - изменение ассортимента.

Аналитики спорят, целенаправленно, или не целенаправленно улучшается микс компаний. Как факт: обеим компаниям удается при плохой конъюнктуре продавать лучшее сырье дороже. При этом, скорее всего, рост средней цены алмазов ювелирного качества на фоне глобального падения стоимости алмазов объясняется не стратегией компаний по максимизации доходов, а рыночными предпочтениями их клиентов в нынешней ситуации. Покупатели, вероятно, выбирают только высококачественное сырье, все остальное остается невостребованным.

Почему невостребованными сегодня оказываются мелкие дешевые алмазы? В условиях стабильного потребления ювелирных изделий в США? Не потому ли отчасти, что индусы начали в мелоче отдавать предпочтение более дешевой синтетике?

Можно смело прогнозировать неизбежность со временем радикального падения интереса мировой ювелирной отрасли к бриллиантам самых мелких рассевов. Равновесным уровнем цен мелких синтетических алмазов, скорее всего, окажется цена природных технических алмазов. Мелкие алмазы ювелирного качества всегда будут иметь спрос хотя бы для технических целей, т.е. в ноль не уйдут никогда. Поэтому опускать цены синтетических ювелирных алмазов ниже цены природных технических смысла не будет – ведь добытчик природных алмазов отдаст их тому, кто больше заплатит, и неважно, будут ли это технари или ювелиры.

Но в любом случае, алмазодобытчикам придется мириться с упущенной выгодой из-за резкого падения цен на мелкое сырье ювелирного качества.

Да и в среднем ценовом сегменте ювелирных изделий бриллианту придется подвинуться, уступив часть своего рынка синтетическим алмазам. Можно идти по аналогии. Разве нет сегодня в среднем ценовом сегменте ювелирных изделий с синтетическими изумрудами, рубинами, сапфирами? Они встречаются иногда даже в изделиях классом повыше.

3. Сторонники «спокойствия» утверждают, что синтетические алмазы уж точно никогда не займут место природных бриллиантов в высоком ценовом сегменте.

Так ли это? Ведь ограненные синтетические алмазы могут легко быть цветными, в частности – розовыми, голубыми, зелеными. Тем более – желтыми и оранжевыми. И при этом, благодаря свойствам алмаза, великолепно сверкать! Т.е. создавать эстетический эффект, недоступный традиционным цветным ювелирным камням.

Иными словами, синтетические алмазы предоставляют ювелирам-дизайнерам фактически новый великолепный материал. Чрезвычайная редкость даже маленьких розовых и синих алмазов, делает цветные алмазы новым ювелирным материалом с уникальными эстетическими свойствами. Расширяет ювелирам поле деятельности их фантазии. И – свободу выбора: невероятно дорогой и маленький, но природный цветной бриллиант, или большой и умеренно дорогой, но – синтетический.

И кто станет утверждать, что ювелиры будут игнорировать эти новые возможности? А ведь это – прямой ущерб спросу на самые дорогие цветные природные бриллианты. И, кстати, на иные (не алмазы) природные цветные камни в высоком ценовом сегменте.

4. Сторонники «спокойствия» утверждают, что синтетические алмазы не займут место природных в ювелирных изделиях хотя бы потому, что они «не живые», не делегируют их обладателю того магического эффекта, что дает природный алмаз. Они говорят про то, что «настоящая любовь=настоящему алмазу». Про то, что природные алмазы редки, и каж-дый камень уникален благодаря своему природному происхождению, в то время как ре-сурс синтетических алмазов неограничен.

А производители синтетических алмазов им отвечают, что, в отличие от природных, синтетические алмазы всегда экологически безопасны и получены точно без нарушения прав человека – среди них нет и не может быть «кровавых алмазов». Они намного нравственнее, демократичнее и социальнее – каждый сможет иметь такой алмаз, какой захочет!

Более того, они замечают, что технологический прогресс и инновации (а синтетические алмазы – именно это) вызывают восторг у нового поколения потребителей, у молодежи, и потому молодежь очень благосклонная к синтетическим камням.

Да и разумная экономия сегодня тоже в Западном тренде. Вполне социальный подход.

Сторонники синтетических алмазов «воздают должное изменившимся ценностям со-временных потребителей», и с этим мнением уже невозможно не считаться.

5. Сторонники «спокойствия» утверждают, что бриллиантовые украшения в значительной степени есть индикатор статуса. «Измерь свой успех в каратах!»

Кому очень хочется казаться более успешным, чем есть на самом деле, в каратах ЧЕГО удобнее «измерять свой успех»? В каратах синтетических алмазов. Дабы все равно никто из коллег и знакомых не сможет понять, сколь истинен этот успех. Это скромный ВАЗ никогда не сможет притвориться «Мерседесом»…

Конечно, всегда будет узенький сектор самых состоятельных потребителей, которые и в самом деле хотят все лишь самое лучшее, не опускаясь до «обмана зрения сторонних наблюдателей». Но это говорит лишь о том, что спрос на самые дорогие бриллианты до нуля не упадет никогда. А с этим никто и не спорит.

6. Martin Rapaport напоминает, что, поскольку бриллианты являются престижным това-ром, то логично, что бриллиант тем более желанен, чем выше его цена.

«В конечном итоге, ни один потребитель не хочет покупать дешевые бриллианты, так как он знает, что цена такой покупки будет проецироваться на ценность его любви». (Статья «Sinthetics» в номере журнала Rapaport Magazine за декабрь 2013 г.).

Думается, Martin Rapaport выдает желаемое за действительное. Это призыв, но не констатация факта.

Как минимум, в России все, наоборот, стремятся купить именно дешевые бриллианты, не боясь «проецирования на ценность любви». Иначе никто не стал бы предлагать скидки на бриллианты в 70%, боясь оскорбить потенциальных покупателей.

7. О самом грустном, конспирологиическом. О геополитическом аспекте мировой добычи алмазов.

Кто сегодня мировой лидер по добыче алмазов? Россия. Кто сегодня главный мировой потребитель бриллиантов? США. И между этими двумя мирами идет, как мы знаем, санкционная война. Разве уже не звучали идеи блокады российских алмазов? Звучали.

И кто сможет гарантировать, что при дальнейшем осложнении обстановки в мире мы не услышим призывов, а потом и действий, по массовой замене «сибирских» алмазов африканскими и австралийскими, а при их недостатке - американскими синтетическими? Вполне патриотично. Да и логично, с их стороны.

Итого:

Делать вид, что ничего страшного в синтетических алмазах для алмазодобывающей отрасли нет, глупо. Понятно, что диамантеры сегодня пребывают в тревожном смятении:

- если молчать и игнорировать опасность, исходящую от синтетических алмазов, то можно оказаться «у разбитого корыта»;

- если «бить в набат», то можно испугать сегодняшних покупателей бриллиантов – вдруг нас уже окружили подделки?

На самом деле, выбор плохой, из двух зол. Особенно, если идею подхватит обычная, не отраслевая пресса, падкая на сенсации. И обставит проблему своими подходами.

Но если проблема синтетических алмазов – это «проблема №1», то облагороженные HPHT природные алмазы – это «проблема №2» для алмазно-бриллиантовой отрасли. Точнее, для бриллиантовой.

Да, облагороженный природный алмаз – это, конечно, природный алмаз. Но искусственным путем его характеристики (цвет) улучшены. Значит, такой камень имеет искусственное удорожание на рынке.

Чем плохо искусственное удорожание для алмазодобытчиков? Тем, что число наиболее высококачественных алмазов как бы увеличивается, но не за счет продаж более высококачественного алмазного сырья, а за счет особой обработки уже проданного. Т.е. основные убытки несут от облагораживания природных алмазов именно добытчики, т.к. искусственно улучшенные камни начинают конкурировать с естественным образом высококачественными алмазами.

Но и для ювелирной сферы это тоже проблема: не каждый покупатель будет безразличен к факту того, что приобретенный как «настоящий», после экспертизы бриллиант окажется «не совсем природный». Точнее, природный, но с не совсем природными характеристиками. Т.е. появляется так опасный на потребительском рынке фактор потенциального недоверия.

А кроме того, чем больше на рынке высококачественных (в том числе, искусственно улучшенных) камней, тем в целом ниже их ценности, цена.

Так что и «проблема №2» - это тоже проблема. А вместе с синтетикой – уже беда.

Но раз уж пришла в алмазно-бриллиантовую и ювелирную отрасли такая беда, то лучше ей открыто противостоять, чем «зарывать голову в песок». Тем более, что диамантеры, хотя и спорили, но не спали, и во многом уже «подготовились к бою»…

Часть 2. Технологии HPHT и CVD – от юности до зрелости (13 декабря)

Часть 3. Синтетические алмазы: цены и сегодняшний рынок (20 декабря)

Часть 4. Противостояние: DiamondCheck, M-Screen и другие (27 декабря)

Часть 5. Проблема решаема комплексом мер (глядя на поведение АЛРОСА)